Код роттации

Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
  • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
  • тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

  1. объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
  2. печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
  3. проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ННОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

В ДОУ созданы условии для формирования у детей элементарных математических представлений. В группах имеется демонстрационный и раздаточный материл для обучения детей счету, развития представлений о величине предметов и их форме. Для формирования представления о числе и количестве имеются касса цифр, весы, мерные стаканы и др. Имеется материал для развития пространственных (стенды, доски со схемами, др.) и временных (календари, часы, др.) представлений. В МБДОУ  созданы условия для развития у детей элементарных естественно-научных представлений. Имеются материалы и приборы для демонстрации и детского экспериментирования (глобусы, карты, макеты, наборы открыток и иллюстрации, настольно-печатные игры, магниты, очки, лупы и др.).

Для развития речи детей имеется разнообразный наглядный и речевой материал. В методическом кабинете и микрокабинетах групп находятся пособия и комплексы упражнений для развития речевого дыхания, артикуляционной гимнастики; наборы предметных и сюжетных картинок для занятий и диагностики; дидактические и театрализованные игры в соответствии с возрастом; картотека загадок, потешек и др.

Игровая деятельность детей обеспечена игровыми зонами, оборудованными играми и игрушками для различных видов игр: творческих и сюжетно-ролевых, подвижных, развивающих, дидактических и пр. Многие пособия для игровой деятельности сделаны руками педагогов из сопутствующего материала, что обеспечивает гармоничное развитие детей.

Для развития конструктивной деятельности детей имеются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал. В группах имеются разнообразные конструкторы (металлические, пластмассовые, с различными способами соединения деталей); мозаики, разрезные картинки; бросовый природный материал для художественного конструирования.

Развитие экологической культуры представлено наглядными пособиями, иллюстративным материалом (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры и др.). В группах имеются уголки озеленения с большим разнообразием комнатных растений; «живые» уголки (птицы, рыбки).

Имеются уголки национальных традиций с куклами в национальных костюмах, с подбором книг и открыток, игр и игрушек, знакомящих детей с историей, культурой, трудом и бытом русского и адыгейского народов.

В группах созданы уголки, где находятся настольно-печатные и дидактические игры, нагрудные знаки, шапочки, машины и т.д., помогающие детям усвоить правила дорожного движения.

Комментарии запрещены.

Для слабовидящих
  • T  T  T  
Доступная оплата
Контакты
АДРЕС:
г. Майкоп, ул. Пионерская, 387 ТЕЛЕФОН:
8(8772) 55-40-30 E-MAIL:
mdou14-nasyp@mail.ru
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930